На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ведищева Елена
    ссылка на первоисточник не работает! Когда уже научитесь делать нормальную перепечатку?!«Я думала, что не...
  • Дмитрий Бакланов
    А я в молодости встречал много девушек, которые "а я ещё не нагулялась, зачем мне замуж".«Вы просто ревнуе...
  • Божко ОИ
    Не факт. Скорее всего, она перед мамой делает хорошую мину при плохой игре. Женщина всегда зависит от мужчины«Вы просто ревнуе...

Багратион был мегауспешен

Багратион был мегауспешен
Мои друзья Игорь и Михаил занимаются военно-исторической реконструкцией, состоят в соответствующих клубах. Игорь специализируется на второй половине XIX века и Первой мировой войне, а Миша собаку съел на всём, что связано с Великой Отечественной. Разумеется, у каждого имеется армейская униформа тех эпох, да ещё и не по одному комплекту, а также вещмешки, штык-ножи, фляжки и прочая амуниция.
У Миши даже есть охолощённый автомат ППШ. Оба приятеля перечитали гору специализированной литературы и знают прекрасно, где какой пуговице, ордену или погону место.

Гоша с Мишей регулярно выезжают на импровизированные «сражения». Иногда их приглашают на различные культурно-просветительские мероприятия, шоу и даже презентации. Последние, кстати, неплохо оплачиваются. По словам приятелей, больше всего востребованы участники клубов средневековой реконструкции – русские дружинники, рыцари, викинги, – но в последнее время спрос на солдат Красной армии и бойцов вермахта тоже велик.

Михаила иногда приглашают провести уроки исторической памяти в школах. Он приносит на урок предметы военного быта. Говорит, нужно видеть, как при этом вспыхивают глаза ребят. Одно дело слушать рассказ о том, как воевали прадеды, и совсем другое – своими руками прикоснуться к вещам, многие из которых побывали в горниле ожесточённых схваток. Правда, с ППШ и штык-ножом пройти в школу сейчас проблематично, для этого требуется особое разрешение, но и без оружия интерес к вещам огромный. Трофейный немецкий бинокль фирмы «Цейсс», часы советского командира с дарственной надписью от командующего, планшеты, портсигары, котелки… В конце концов, это и есть живая история.


Недавно Мишу пригласили провести очередной урок памяти для учеников 7–8 классов, и он решил захватить с собой Игоря. Гоша специализируется на русской императорской армии, но знает о Великой Отечественной войне не хуже приятеля.
– Конечно, сейчас стало гораздо меньше школьников, считающих, что в войне с гитлеровской Германией победили Николай II или Ленин. Были и такие! А также тех ребят, кто думает, будто до Путина Россией правил Сталин, – улыбается Миша. – Вырос процент олимпиадников, а также интерес к истории. Большинство, конечно, знает, когда началась война, кто в ней участвовал, могут назвать главные сражения. Но всё равно у многих ребят до сих пор винегрет в голове.

– Спрашиваю, каких великих советских полководцев Великой Отечественной вы знаете, – перехватывает эстафету Гоша. – Один юноша перечисляет: Жуков, Суворов, Кутузов, Багратион. Интересуюсь: почему назвал Суворова и Кутузова? «Но они же участвовали в войне, – отвечает парень, нисколько не смутившись. – В их честь Сталин даже ордена выпустил!» «Ну хорошо, – едва сдерживаю смех. – А Багратион здесь при чём?» «Багратион провёл мегауспешную операцию в сорок четвёртом, – хвастается знаниями школьник. – Он руководил нашими войсками в Белоруссии и наголову разбил фашистов! Это я точно знаю, я читал. Операция Багратиона!» В общем, прямо как у Лермонтова: смешались в кучу кони, люди…

– Думаю, тут виной чудовищный формализм в преподавании истории и не менее чудовищные учебники, – вздыхает Миша. – До сих пор не понимаю, кто их пишет, и главное – кто утверждает, потому что иногда это граничит с вредительством. Помню, был большой скандал пару лет назад, когда в учебнике истории не нашли ничего о блокаде Ленинграда. Ни одной строчки! А ведь учебники выпущены огромными тиражами, их авторы получили неплохие деньги, государство потратило уйму средств. Поймали на вранье или неточности одну книжку, но сколько их ещё, этих мин замедленного действия? А мне потом одна девочка заявляет, что Красная армия три года отвоёвывала у немцев Ленинград. Ещё один парень договорился до того, что не Гитлер, а Сталин виновен в блокаде – сдал город на произвол судьбы и специально травил его голодом. Одним словом, большой привет «Ельцин-центру».

– А мне один ученик седьмого класса на вопрос, кто напал на СССР 22 июня 1941 года, ответил: «Германия и США». Удивляюсь: «Германия – ладно. Но почему США?» «Потому что они всегда нас мечтали завоевать, – говорит дитя «ТикТока». – Даже атомную бомбу на Дальний Восток сбросили, мы еле их остановили». Тут уже не знаешь, где смеяться, а где плакать.

А ещё, по словам моих друзей-реконструкторов, в последнее время на восприятие Великой Отечественной очень повлияла СВО. Многие ребята, слушая новости, порой путаются в реалиях той эпохи с нынешними боями. Военные технологии спецоперации, более понятные уму современных школьников, накладывают свой отпечаток.
– Рассказываю о Курской битве семиклассникам, – вспоминает Миша. – Высокий паренёк тянет руку и спрашивает: как возможно такое массированное наступление танков с обеих сторон, почему они не боялись дронов? В другой раз ведём разговор о начальном периоде Великой Отечественной. Говорю, что Гитлер оккупировал множество территорий в западных и центральных областях СССР, занял всю Украину. Тут одна девчонка спрашивает: «А разве Украина не напала на нас вместе с Германией?» «Почему ты так думаешь?» – «Ну, ведь и там, и там фашисты. Нам рассказывали».

Всё-таки с обучением истории «для галочки» в школах надо что-то делать.

Моя мама – из поколения «детей войны», тех, кто её пережил в самые юные годы. Недавно маму тоже пригласили в школу рассказать ребятам о войне, поделиться детскими воспоминаниями. Вернулась – слёзы на глазах.
– Что случилось? – спрашиваю.
– Не ожидала такого приёма, – рассказывает мама. – Десятки внимательных глаз, в классе гробовая тишина. Такое чувство, что я ветеран войны, принимавшая участие в сражениях, а не пережившая её ужасы маленькой девочкой.

Мама также принесла кое-какие артефакты: солдатскую кружку бойца РККА, трофейные немецкие походные ложки, монеты… Всё это пустили по рядам. Каждый хотел почувствовать «эхо войны» в собственных ладошках. И постоянные щелчки затворов фотокамер смартфонов – дети бесконечно снимали предметы военной эпохи, которые вряд ли им дадут подержать в музеях, – всё это для них в диковинку.

Мама рассказала, как в голодные военные годы не удержалась и съела кусок хлеба, приготовленный бабушкой для моего дяди-школьника. Это была единственная его еда за день, которую собрала бабушка для сына, – тогда в школах, в отличие от детских садов, ещё не существовало столовых, никто учащихся не кормил. Бабуля много раз предупреждала маму, чтобы не смела даже приближаться к завтраку брата. Но что мог поделать с собой голодный ребёнок, как он мог справиться с искушением?

Брат ушёл в школу голодным, а бабушка, увидев, что случилось, горько заплакала. «Ольгушка, тебя ведь в садике покормят, а брата в школе – нет», – упрекала она маму. Те слёзы и тот детский ужас, ощущение, что она натворила, до сих пор у мамы перед глазами.

А теперь она увидела другие влажные детские глаза.
– Один мальчик удивился, когда я сказала, что в войну сплавляли лес по рекам, – говорит матушка. – Что-то шло для нужд фронта, но в основном лес использовали для отопления города и посёлков. Спрашивает меня: «А разве тогда дома ещё топили дровами? А как же центральное отопление?» Пришлось рассказать, как мы жили, и что лишняя связка дров иногда ценилась на вес золота.

Под конец все школьники бросились обниматься. Трогали маму, гладили по рукам, словно она действительно старенький ветеран с боевыми наградами. Хотели тоже прикоснуться к истории. Их можно понять: они уже вряд ли увидят настоящего живого ветерана.
А я вспоминаю себя в их возрасте. Конечно, мы прекрасно знали, когда началась война и кто в ней участвовал, в какие годы проходили судьбоносные сражения, но всё-таки в нас, позднесоветских подростках, имелась своя червоточина. Мы относились к ветеранам как к обычным приметам быта – их ещё столько было на улицах! Казалось, они останутся навсегда, поэтому особой ценности их воспоминания для нас, оболтусов, не представляли.

Помню 7-й или 8-й класс. Пришёл к нам 1 сентября какой-то дедушка с орденами. Рассказывал что-то о войне, патриотизме, но его никто не слушал. На задних партах по рукам ходил перестроечный «Ровесник» – там тогда писали о самых модных группах. Кто-то обсуждал грядущую дискотеку в ДК. На ветерана не обращали никакого внимания – подумаешь, очередной старик что-то бубнит о боях, когда вокруг кипит жизнь…

Теперь бы я многое отдал, чтобы услышать того дедушку. Но так уж устроен наш мир: дедушки заканчиваются, а жизнь, которую они защитили, продолжается.

Дмитрий ИЛЬИН
Фото: Shutterstock/FOTODOM


Опубликовано в №7, февраль 2025 года
Ссылка на первоисточник
наверх