
Сколько прекрасной музыки подарили нам композиторы разных веков и жанров. В нашем сознании живут имена великих – Бетховена, Чайковского, Вагнера, Дебюсси, Шостаковича, да и Боба Марли и Пола Маккартни, в конце концов! Помимо великой музыки этих гениев объединяет одно – они мужчины. И эту несправедливость пора исправить, ведь женщины-композиторы тоже сочиняли и сочиняют замечательные произведения с самых древних времён, оставляя в истории свои имена, мелодии и удивительный калейдоскоп судеб и событий.
Девушка не должна быть образованной
Прекрасная дева по имени Кассия жила в Константинополе в середине IX века. Девушка из богатой и знатной семьи отличалась от сверстниц грацией и умом. Именно из-за избытка ума у Кассии малолетний император Феофил исключил её из списка своих потенциальных невест.
Она вовсе не расстроилась, поскольку видела для себя иное предназначение – служение Богу. На собственные деньги Кассия выстроила монастырь и в нём же приняла постриг. Юная монахиня обладала талантом к сочинительству музыки и стихов. Несмотря на смирение, она была весьма остра на язык и помимо духовных текстов написала немало язвительных эпиграмм о вреде невежества и глупости. Сохранилось более пятидесяти духовных песен, которые отмечены большой оригинальностью и новаторством, недаром со временем мать-игуменью стали называть Кассией Песнописицей. Она по праву считается одной из первых известных женщин-композиторов.
Спустя три столетия на рейнской земле родилась Хильдегарда Бингенская. Она росла болезненным ребёнком, и родители готовили её не к замужеству, а к жизни духовной. Хильде не возражала. Ей нравилось сидеть в своей комнате, изучать латынь и лекарственные травы. Девочка была умна, и любые науки давались ей легко.
Своё предназначение Хильдегарда осознала, когда к ней стали приходить пророческие видения. Она стала записывать их в особой тетради, и позже те попали в руки к Папе Римскому Евгению III, который признал видения истинными. Хильдегарда в 14 лет переехала из отчего дома в скит под Бингеном. Там и провела свою жизнь, преклоняясь перед Богом и своей наставницей монахиней Юттой.
Хильде продолжила в ските своё образование, она неплохо разбиралась в астрономии, геометрии, логике, риторике, а также в гармонии. Это уже само по себе невиданное событие по тем временам: женщина не должна быть образованной, не положено! Спасло Хильдегарду то, что она находилась не в светском обществе, а в замкнутой общине скита. Молодая женщина жила служением, и музыка к ней приходила божественная.
Ещё в детстве Хильде писала духовные гимны и слова к ним. Со временем её навыки совершенствовались, и чудесным образом для нас, далёких потомков, сохранилось несколько десятков произведений Хильдегарды Бингенской, написанные в XII веке. Чудо, да и только! Сегодня мы можем сравнивать канонические церковные напевы в григорианском стиле с тем, что писала немецкая аббатиса.
Эта удивительная женщина прошла путь от послушницы до настоятельницы монастыря, построила женскую обитель, куда принимались девушки независимо от сословия, и оставила после себя бесценное наследие в виде музыки. Бог призвал Хильдегарду, когда ей исполнился 81 год, а в 2012-м её причислили к лику святых. Свою истинную популярность настоятельница монастыря бенедиктинок обрела в наше время, когда несколько ансамблей классической музыки обратились к её творчеству и выпустили диски с произведениями Хильдегарды Бингенской.
Кто на самом деле написал «Свадебный марш»
Две удивительные женщины, жившие в XIX веке, носили знакомые нам с детства «музыкальные» фамилии: Фанни Мендельсон и Клара Шуман.
Хрупкая и прекрасная Фанни росла старшей дочерью в семье Авраама Мендельсона. Одним из её младших братьев был Феликс, который в будущем стал известным композитором и автором знаменитого «Свадебного марша».
И вот здесь начинается истинная история Фанни Мендельсон. Брат и сестра с детства отличались невероятными музыкальными способностями, поэтому их мать стала активно заниматься с ними нотной грамотой и сольфеджо. Фанни виртуозно играла на фортепьяно, а её память на сложные партитуры поражала даже опытных музыкантов. Феликс тоже был прекрасным исполнителем и рано начал сочинять музыку.
С Мендельсонами занимались лучшие педагоги Европы, а композицию им преподавал Карл Фридрих Цельтер. Известный и влиятельный педагог сразу отметил талант Фанни к сочинению музыки, говоря о ней, как о своей особенной ученице.
Феликс опубликовал свой первый фортепьянный квартет в тринадцать лет. Потом в печатном виде стали выходить его песни, симфонии и другие произведения. Постепенно имя юного дарования, который концертировал по городам родной Германии и европейских стран, становилось очень известным.
А вот у Фанни, не мыслившей себя без музыки и творчества, судьба складывалась не очень удачно. Когда девушке исполнилось 15, отец запретил ей продолжать занятия, поскольку пора было готовиться к замужеству, ведь у женщин нет других обязанностей, кроме как ведение хозяйства и материнство. Женщине негоже выделяться, а гением быть просто постыдно! Что подумают люди?
Фанни была раздавлена этим известием, но противиться воле строгого консервативного отца не посмела. Она продолжала писать в стол и изредка концертировать, сочиняла прекрасные песни на стихи любимых авторов.
Пока родители подыскивали Фанни жениха, Феликс стал известным композитором и музыкантом. Брат с сестрой всегда были очень близки, только вот Фанни готова была отдать ему всё, а Феликс, хоть и любил сестру, думал больше о себе и своей карьере. Потихоньку в списке сочинений Феликса стали появляться произведения сестры, и с годами их становилось всё больше и больше.
Фанни с лёгкостью отдавала свои творения обожаемому брату, даже не задумываясь о том, что её талант просто используют. Есть версия, что и знаменитый «Свадебный марш» сочинил вовсе не Феликс Мендельсон. Она действительно не возражала, тем более что Мендельсон-старший постоянно внушал дочери: так и надо, Феликсу нужнее успех и признание, для сына это профессия, а для неё так, баловство. Он так и написал ей: «Мы простим ему некоторые амбиции и жажду успеха, ведь ты всегда в этом отношении была разумна».
Доподлинно известно, что с 1827 по 1830 годы Феликс включил в опубликованные сборники своих сочинений минимум шесть произведений сестры. Он вроде бы и не скрывал, что его сестра – замечательный композитор. Как-то раз даже приподнёс Гёте несколько песен Фанни, написанных на его стихи, и поэт пришёл в восторг. Он специально передал для девушки несколько стихотворений, чтобы она положила их на свою музыку. А когда королева Виктория восхитилась «Итальянской песней», которую Феликс исполнил на приёме, он признался, что мелодия принадлежит его сестре. Так что композитор не скрывал талант сестры, но крайне редко афишировал это.
А настоящее счастье Фанни пряталось совсем рядом. Когда девушке исполнилось 17 лет, она познакомилась с художником Вильгельмом Гензелем, который влюбился с первого взгляда. Она ответила ему взаимностью, но Мендельсоны категорически отвергли возможность женитьбы, поскольку Вильгельм был свободным творцом без стабильного дохода. И только когда он получил должность художника при дворе Франца I, молодые люди смогли стать супругами.
Вильгельм стал истинным благословением для Фанни. Он сделал всё, чтобы любимая жена вернулась к сочинению музыки, даже открыл для неё музыкальный салон. Сам Вильгельм в музыке не особо разбирался, но ценил всё, что создавала Фанни. На чистовиках жены Вильгельм стал оставлять небольшие рисунки по углам нотных листов. А она специально оставляла пустые места, чтобы милый Вильгельм добавил свой рисунок. Втайне от Феликса Мендельсона Гензель собирал сочинения жены и публиковал их под её именем.
Большая удача для Фанни, что рядом с ней оказался такой понимающий и творческий человек. Их любовь росла год от года, только вот лет им было отпущено не слишком много.
…Фанни репетировала ораторию брата «Вальпургиева ночь» перед большим концертом Феликса, в котором она собиралась участвовать. Неожиданно она потеряла сознание прямо на сцене, и врачи диагностировали инсульт – болезнь, преследовавшую семью Мендельсон.
14 мая 1847 года Вильгельм Гензель стал безутешным вдовцом, потеряв любимую супругу, которой исполнился всего 41 год. Потрясённый смертью сестры Феликс бросает концертную деятельность и через полгода умирает в Лейпциге так же, как и Фанни, от инсульта… Вильгельм до конца жизни будет публиковать сочинения, письма, рукописи жены, стараясь сохранить имя своей любимой женщины в истории.
Разве можно быть таким милым?
Полной противоположностью Фанни Мендельсон-Гензель стала Клара Вик, известная как Клара Шуман, – единственная жена известного немецкого композитора Роберта Шумана.
Отец Клары, деспотичный Фридрих Вик, решил, что его дети должны стать постоянным источником дохода. Но, кроме Клары, особых талантов у отпрысков не обнаружилось, а вот девочка с восьми лет уже была известна как вундеркинд и виртуоз игры на фортепьяно. Клара, похоже, любила, чтобы весь мир вертелся вокруг неё, восхищаясь и преклоняясь. Амбициозная, с сильным и жёстким характером, Клара только и делала, что репетировала, не обращая внимания на других.
Роберт Шуман, узнав об особой методике, разработанной Фридрихом Виком для обучения пианистов, пришёл в его дом и остался там надолго. Первое впечатление от обстановки в семье Вик будущий композитор эпохи романтизма сформулировал так: «Среди людей ли я?» Это случилось после того, как Вик-старший таскал по полу Вика-младшего за волосы, поскольку тот не справился с домашним заданием, а Клара в это время невозмутимо продолжала играть на фортепьяно, слегка ухмыляясь. Она-то точно знала, что отец её не тронет, ведь с 9 лет девочка давала концерты и приносила семье ощутимый доход.
Вик души не чаял в своей любимице: одевал дочь в шёлковые платья, кормил деликатесами и потворствовал многочисленным капризам. К остальным членам семьи Фридрих относился как к слугам. Этого не выдержала мать Клары, певица и пианистка – она сбежала из дома.
Шуман вскоре привык к укладу в доме, ведь уроки Вика приносили плоды. На маленькую Клару смотрел с восхищением, как на гениальную пианистку, а вот она со временем стала заглядываться на Роберта как на потенциального возлюбленного. Клара поражалась, что юноша ни разу не повысил голоса. Выросшая в атмосфере постоянных скандалов, она просто не понимала, как это возможно – быть таким тихим и милым человеком?
Но у Шумана на личную жизнь были совсем другие планы, он был обычным молодым человеком, студентом, повесой и гулякой, обласканным любовью своей семьи. Пройдя через грешки молодости и даже одну расторгнутую помолвку, Шуман обратил внимание на Клару, которая за эти годы превратилась в красавицу и известную пианистку. Её приглашали императорские дворы и лучшие европейские концертные залы.
Впрочем, инициативу проявила она. Как-то раз ночью девушка со свечой в руке поднималась в свою комнату, а навстречу ей спускался Роберт. Она остановила его и поцеловала, юноша ответил на страстный поцелуй… С этого момента начался тайный роман Клары и Роберта, поскольку Вик-старший был категорически против любых отношений дочери, ведь это отвлекает её от концертной деятельности. Тем не менее через несколько лет влюблённые тайно обвенчались и стали жить вместе.
Отец Клары даже не отдал дочери её личные вещи, включая рояль, и потребовал, чтобы она их у него выкупила.
Семейная жизнь поначалу выглядела идиллической, но трудно жить двум гениям под одной крышей, тем более что Клара не желала запирать себя в четырёх стенах. Она с завидной регулярностью рожала детей и с такой же регулярностью бросала их на нянек и мужа, а позже и на нового друга семьи – Иоганнеса Брамса, уезжая на очередные гастроли. Всего Клара родила восьмерых детей!
Шуман не противился, продолжал писать свою прекрасную музыку, а жена неизменно была первой исполнительницей его произведений. На концертах Клара играла и собственную музыку: трио, романсы, полонезы, этюды, вальсы, сонаты и вариации. Они не так высоко оценивались, как сочинения её современницы Фанни Мендельсон, но тоже были популярны и с точки зрения композиции достаточно профессиональны.
Постепенно Роберт Шуман стал сходить с ума. Ему слышались голоса и виделись галлюцинации, общее состояние психики ухудшилось настолько, что последние годы композитор провёл в психлечебнице. Клара так ни разу и не навестила своего мужа.
Клара Вик-Шуман до преклонных лет концертировала и гастролировала. В 1878 году её пригласили «первым педагогом фортепьяно» в консерваторию во Франкфурте-на-Майне. Ученики считали честью заниматься у такой прославленной пианистки. Свой последний концерт Клара исполнила в возрасте 71 года.
…С конца XX века возобновился интерес к творчеству женщин-композиторов прошлого, но появились и новые имена: София Губайдуллина, Дженнифер Хигдони, Кэри Вэйтц, Светлана Голыбина и многие другие прекрасные дамы, подарившие нам музыку, которую мы слышим повсеместно, но, порой, не догадываемся об её авторстве. Но за две песни: Happy birthday to you («С днём рожденья тебя»), сочинённую сёстрами Пэтти и Милдред Хилл, и Bésame mucho («Целуй меня много»), написанную кубинкой Консуэло Веласкес, хочется сказать отдельное спасибо!
Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Свежие комментарии