
Давайте будем откровенны: наши дети практически не защищены от попадания на порноресурсы. Даже если у вас стоит родительский контроль или ребенок не имеет свободного доступа в интернет, увы, он может увидеть подобный контент в школе у знакомых на всевозможных гаджетах. И мы все меньше можем это контролировать: коммерческие стремления владельцев порносайтов берут верх над соображениями этики и морали.
Судя по статистике, в среднем уже 10-11-летний ребенок сталкивался с порнопродукцией хотя бы однажды. Что же делать? Хочу предложить родителям, подобно доброй фее из сказки «Спящая красавица», уж если не разрушить проклятие полностью, то попытаться его смягчить.Почему так трудно поговорить с ребенком на тему порнографии
Две характерные реакции родителей, если они обнаружили, что ребенок смотрел порно: скандал, крики, запреты или игнорирование, «как будто ничего не заметил». Оба варианта — следствие потрясения и беспомощности. Мы понимаем, что произошло что-то совсем неправильное, но как реагировать — неясно.
Порнография — вещь сугубо интимная даже для взрослых. Понятно, что ее не смотрят все поголовно. Это то, что в любом возрасте вызывает неловкость. А тут предстоит говорить с ребенком, скажем, 11 лет! Какие подобрать слова — совершенно неясно.
Кроме того, порнография, как и другие неоднозначные «шалости» взрослых, например, курение или алкоголь, имеют отношение к такому механизму человеческой психики как расщепление. Это когда, взрослые, с одной стороны, совершенно точно знают, что курить и много пить вредно, а порнография — не есть идеал романтической любви. Но, с другой стороны, они это делают.
То есть нехорошо, но можно. И вот здесь вторая сложность родителей: а как объяснить это ребенку? Как мы в подобных вопросах самих себя пред чистым взором ребенка можем оправдать? Кто-то скажет: «А мы и не обязаны отчитываться, мы же взрослые». Да, но роль взрослых как раз в этом случае подкачала. Взрослый обязан был бы сделать так, чтобы ребенок этого не увидел в принципе, но мы с вами не справились.Просмотр порнографии ставит под угрозу родительский авторитет
Родители для ребенка до 12 лет — это полубоги, транслирующие нормы морали и нравственности. Ребенок смотрит на взрослого как на некий идеал, устанавливающий ему правила. Родители точно все знают, многое умеют, у них есть особые права, они могут, например, что-то купить в магазине или не ложиться спать в 9 часов вечера, у них есть важные дела. И по поводу порнографии у ребенка в глазах мы читаем очевидный вопрос: странно, взрослые говорят, что это нехорошо, почему же это существует! Здесь родителю нечего ответить.
Это важный и опасный момент для психики ребенка. Родитель рискует утратить тот самый авторитет правильного и мудрого взрослого, за счет обладания которым мы с вами можем влиять и воздействовать, воспитывать и взращивать. Слушая взрослого, ребенок усваивает (с разным успехом, но тем не менее), что надо учиться, нельзя воровать, убивать, надо уважать других, хорошо бы куда-то стремиться и т.д.
Еще раз подчеркну, я даже не от том, что порнография — неправильная вещь, а о том, что неправильно, когда ребенок до 14-15 лет может ее увидеть. Дети, как правило, бывают ошарашены увиденным и не очень понимают, как реагировать. Уже потом начинаются смешки, хихиканье как способ переварить полученный опыт. Или полное отвращение. Зависит от личностных особенностей и уже сформированных ценностей ребенка. Но основная реакция — шок. Как следствие, ребенок начинает ставить под сомнение правильность всего мира взрослых.
Два примера для повышения уровня осознания
Приведу два художественных произведения в качестве иллюстрации. Первый пример — рассказ Мопассана «Кружка пива», рекомендую каждому родителю в качестве прививки от супружеских скандалов в присутствии ребенка. Писатель рассказывает историю пьяницы, одинокого, никому не нужного человека. Ежедневно он приходит в одну и ту же таверну, пьет пиво кружками, ничем не занимается и таким чудовищным способом проматывает свое состояние и, по сути, жизнь. На самом деле этот мужчина происходит из аристократической семьи и вплоть до одного рокового дня был обычным счастливым ребенком. В 13 лет он оказался свидетелем жуткой сцены, внезапно открывшей ему истинный мир родительских отношений. Его благовоспитанный отец, требуя денег, беспощадно бил по лицу мать, посмевшую упрекнуть его в том, что тот промотал свое состояние на распутных девиц. Вот реакция мальчика:
«Я был потрясен, как бывает потрясен человек перед лицом сверхъестественных явлений, страшных катастроф, непоправимых бедствий. Мой детский ум мутился… все было кончено для меня. Я увидел оборотную сторону жизни, ее изнанку, и с того самого дня лучшая ее сторона перестала существовать для меня. Что произошло в моей душе? Какая сила опрокинула все мои представления? Не знаю. Но с тех пор я потерял всякий вкус к жизни, ничего не хочу, никого не люблю, ни к чему не стремлюсь, и нет у меня ни желаний, ни честолюбия, ни надежд».
Второй пример не уступает по яркости — фильм Педро Альмодовара «Дурное воспитание». Сюжет немного иной, но суть происходящего та же. Мальчик, ученик церковной школы-интерната, подвергается сексуальному насилию со стороны падре, преподававшего ему литературу и восторгавшегося его прекрасным пением. Такое вот сочетание духовности и страшного физиологического падения. Итог: выросший ребенок становится трансвеститом и наркоманом, потерявшим какие бы то ни было жизненные ориентиры. Тоже очень яркая цитата:
«В тот момент мой мозг раскололся на две половинки. С тех пор я потерял веру. А без веры для меня нет ни бога, ни ада. А если я не верю в ад, то я больше не боюсь. А без страха я способен на все!»
Хочу отметить: акцент здесь не на утрате религиозности. Мальчик потерял веру в нечто высокое и значимое, что могло бы служить ему компасом, указывающим правильный путь.
В обоих случаях ребенок разочаровывается в уважаемом и значимом взрослом. И с этого момента как бы утрачивает веру в людей и правильность мира. Нет больше морали. Нет компаса, указывающего нормальные человеческие ориентиры для развития и взросления. Именно это может в той или иной степени произойти, когда ребенок сталкивается с порнографией. Заметьте, эта ситуация отличается от той, когда ребенок, например, нечаянно оказывается свидетелем акта любви родителей или других взрослых. Тоже не очень, но в реальности не будет таких вызывающих деталей и подробностей, на которые делается акцент в порнографии для подстегивания возбуждения.
Окажутся ли дети «подсажены» на порнографию после первого просмотра
Не каждый ребенок, равно как и не каждый взрослый, «залипает» на это дело. Если ребенок из семьи в большей степени пуританской, щепетильно относящейся к правилам морали, где пропагандируется культура, духовное развитие и религиозность, его реакция на столкновение с порнографией может быть одним из двух вариантов. Либо он поморщится, ощутит приступ брезгливости, отвернется и никогда больше не захочет на это смотреть. Либо, наоборот, у него может возникнуть навязчивое желание увидеть это вновь. Потому что сначала ужас от увиденного заставляет нас впадать в ступор, мы как бы ни в силах оторвать взгляд. Однако потом стыд или вина могут привести к идее нарушить запрет, что будет сопровождаться возбуждением, созвучным с сексуальным, поскольку нарушение запрета вызывает страх и удовольствие одновременно. Это надо иметь в виду.
Другая ситуация с детьми, у которых авторитет старших уже несколько порушен, и они находятся в базовой конфронтации с миром взрослых. Это дети, чьи родители слишком авторитарны, часто прибегают к наказаниям, ругани, все время недовольны своими чадами. Или отстраненные, не особо включенные. Тогда ребенок будет воспринимать порно как очередной просчет мира взрослых, еще одно подтверждение их «противности». Такие дети воспитаны на неуважении к себе и к другим, поэтому их увиденное не очень-то и коробит, оно для них в какой-то мере — продолжение установившихся отношений. Но тоже добавит очков к еще большему недоверию ко взрослым.
Нельзя оставлять ребенка один на один с увиденным
Как же сохранить в детях уже простроенную модель нормального общества, где взрослые — заботливые, хорошие и достойные люди, с которых надо брать пример и на которых хочется быть похожими?
Во-первых, к этому моменту хорошо бы, чтобы тема секса и половых различий была уже затронута в беседах с ребенком. Тогда вам будет, на что опираться в разговоре. Нужно также, чтобы тема не была табуирована. Ребенок с раннего возраста уже переживал определенные чувства; уже могли сформироваться какие-то романтические предпочтения, понравиться какой-то мальчик или девочка. Хорошо бы, чтобы эти ощущения были названы и тема открыта для обсуждения.
Во-вторых, четко объясните ребенку, что увиденное им — это фейк или специальное кино, и в реальной жизни любящие друг друга люди ведут себя иначе. И дальше говорите о том, что когда между людьми наступает любовь, то касаться и чувствовать тело другого человека действительно приятно. Это совершенно нормальная вещь, все об этом знают, и ты узнаешь, когда твое тело вырастет и сможет испытывать такие ощущения в полной мере. Они называются сексуальными. Но пока твое тело не готово к таким ощущениям. Кроме того, обычно в жизни этим занимаются наедине, это дело двоих людей, и смотреть на это не принято. Это называется интимность. Можно добавить, что в жизни никто так жестко с женщинами не обращается, поскольку для порно характерен некоторый сдвиг в эту сторону.
Все это говорите спокойным и благожелательным тоном, не заламывая рук и не делая ужасные глаза. То есть не пугая, а успокаивая, объясняя реальность.
В-третьих, сообщите ребенку, что вы сожалеете, что он это увидел, такого не должно было произойти. Можно сказать так: «Да, некоторые взрослые смотрят подобные вещи, возможно, им это помогает удовлетворить свои физиологические потребности в сексуальных отношениях, про которые я тебе говорила. Кто-то смотрит, кто-то нет, это их право. Но помни, что на этих порталах все устроено так: чем больше людей на них попадает, тем больше денег получают их владельцы. Что не очень хорошо говорит об этих людях, потому что в их ловушки попадают и дети. Как раз такое произошло с тобой. Может быть, не будем добавлять им просмотры?». Так вы даете адекватную и честную оценку происходящему. И ребенок слышит ваши слова, а не фантазирует себе всякое, например, ваше отношение к этому, думая о вас как о возможном участнике, хихикая или ужасаясь. Возникает больше ясности и меньше вопросов без ответов. Кроме того, вместо жестких запретов, всегда вызывающих желание их нарушить, вы просто объясняете, что правильно делать и как правильно воспринимать.
Итак, самая важная задача взрослых — не оставлять ребенка один на один с «непереваренным» ощущением от увиденного. И это единственное, что мы можем сделать, – помочь ребенку как-то уложить это себе в голову! Тогда есть шанс не оказаться в глазах ребенка лицемерами и ханжами. Сохранить свой авторитет и лицо. И если мир взрослых, может, и потеряет некоторую идеальность в детских глазах, ваш личный статус мудрого и заботливого родителя останется на прежнем уровне. Что даст шанс ребенку расти и развиваться под вашим руководством в сторону истинной человечности, а не, так сказать, некотором роде зверинности.
Свежие комментарии