
Всем известно, что народный артист России, художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт любил рассказывать истории и байки. И делал это актёрски профессионально и смешно. Причём, как всегда, сам не улыбался и повествовал даже с некоторой ленцой, от чего получалось вдвойне смешно. Мне повезло последние 25 лет часто общаться с Александром Анатольевичем, и, конечно, каждый раз я с удовольствием слушал истории в его исполнении.
Вот некоторые из них.

Александр Анатольевич не верил в театральные приметы, которые распространены среди актёров. Зато у него существовали свои собственные.
– Когда сами придумывают суеверия и потом говорят: «Я верю в приметы», – получается враньё, – рассуждал Ширвиндт. – Можно верить только в свои привычки, которые стали приметами. И у меня такие есть.
Например, приметой на удачу было доехать, предположим, с восьмого этажа до первого, задержав дыхание. Выдыхать можно, лишь когда лифт распахивает двери. В не скоростных лифтах сделать это сложно, но можно. Но когда на других этажах подсаживались соседи, задача становилась почти невыполнимой.
Иногда такие встречи превращались в комические мизансцены. Как-то раз захожу в лифт, за мной вскакивает здоровенный детина. И говорит: «Можно я с вами прокачусь? Вы знаете, моя бабушка была вашей поклонницей, правда, она умерла восемь лет назад. И тёща моя вас любит, но она сейчас в реанимации». Я слушаю, задержав дыхание, и даже поздороваться не могу. Слушаю всю эту ахинею. Сказал ему «до свидания», лишь когда лифт доехал до первого этажа и я выдохнул.
– В Центральном театре Советской армии у каждого артиста было множество званий, – рассказывал Ширвиндт.
– Они ездили по разным крупным мероприятиям, выступали перед военными. Вёл эти встречи красавец с бархатным голосом Владимир Сошальский. Поехали они куда-то с очередным концертом, к Сошальскому подходит литератор и артист того же театра Пётр Полев. «Володя, – говорит он. – В зале министр, весь генералитет, а я без званий. Подай меня как-нибудь». И Сошальский объявляет: «Александр Штейн, «Океан». Сцена из первого акта. Действующие лица и исполнители: Платонов – народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Андрей Попов; Часовников – лауреат Сталинской премии Владимир Зельдин». И так далее.
В конце он нежно произносит: «Шкипер – участник всесоюзной переписи населения Пётр Полев».
Получилось звание.
– Когда сами придумывают суеверия и потом говорят: «Я верю в приметы», – получается враньё, – рассуждал Ширвиндт. – Можно верить только в свои привычки, которые стали приметами. И у меня такие есть.
Например, приметой на удачу было доехать, предположим, с восьмого этажа до первого, задержав дыхание. Выдыхать можно, лишь когда лифт распахивает двери. В не скоростных лифтах сделать это сложно, но можно. Но когда на других этажах подсаживались соседи, задача становилась почти невыполнимой.
Иногда такие встречи превращались в комические мизансцены. Как-то раз захожу в лифт, за мной вскакивает здоровенный детина. И говорит: «Можно я с вами прокачусь? Вы знаете, моя бабушка была вашей поклонницей, правда, она умерла восемь лет назад. И тёща моя вас любит, но она сейчас в реанимации». Я слушаю, задержав дыхание, и даже поздороваться не могу. Слушаю всю эту ахинею. Сказал ему «до свидания», лишь когда лифт доехал до первого этажа и я выдохнул.

В конце он нежно произносит: «Шкипер – участник всесоюзной переписи населения Пётр Полев».
Получилось звание.

И вот Сафронов подводит меня к известной итальянке. Через переводчика ей объясняют, кто я и чем занимаюсь в России. Она смотрит, улыбается, жмёт мне руку. Я решил пошутить: «А теперь расскажите мне, кто эта мадам». В свою очередь, сдуру, переводчик перевёл ей мои слова. И Лорен, как мне показалось, вполне серьёзно стала отвечать, что она артистка из Италии, лет сто снимается в кино и так далее.
Было очень любопытно.

И вот Менглет на одном из спектаклей на вопрос, привёз ли он деньги, вальяжно так отвечает:
– Конечно, нет. Дело в том, что мой человек обосрал меня…
Пауза. Державин, давясь смехом, переспрашивает:
– Что-что человек сделал?
И не моргнув глазом Менглет выдал:
– Что-что! Обокрал меня, глухой, что ли?


С восьми утра Шиловский и его помощники расставляли евреев по набережной и смотрели, чтобы не было видно на заднем плане какого-нибудь сухогруза «Иосиф Сталин».
И вот наконец вечер. А в эти дни в Одессе на других съёмках оказался Зяма Гердт. Мы уговорили его пройтись со мной на камеру по набережной – такое украшение фильма. Вроде как мой герой встретил в Неаполе своего друга. Замысел был такой: мы шли, на тележке ехал оператор, мы добирались до определённого места, останавливались и о чём-то разговаривали. Всё это необходимо было вместить в 85 метров плёнки.
Мотор. Мы с Зямочкой пошли, дошагали до нужного места, и вдруг два одесских биндюжника из массовки, которые должны были просто стоять за нами и якобы беседовать, обратились к нам со словами: «Что вы встали? Нас же не видно за вами». Они раздвинули нас, и тут закончилась хорошая плёнка.
Биндюжников убили. Потом не было уже ни настоящей плёнки, ни Гердта, пришлось переснимать этот эпизод на отечественную плёнку с Семёном Фарадой.

Мишка бежит к каким-то знакомым, которые жили неподалёку, берёт проволоку. Поскольку замок багажника этой проволокой открыть невозможно, ею открывали дверь машины. Долго, просунув проволоку, пытались приспустить стёкла боковых дверей. Они чуть-чуть поддавались. Через возникшее отверстие мы пропускали проволоку с хомутиком на конце, стараясь зацепить им ручку двери.
Проникнув в машину, занялись задним сиденьем. Его спинка прикреплялась к дощечке, соединённой с багажником. Она была прикручена шурупами из багажника. Чтобы совсем всё не раскурочивать, мы аккуратно вставляли в щель топор и расшатывали их. Часа через три, оторвав спинку, попали в багажник. При помощи фонарика отыскали ключи и наконец смогли приступить к отдыху.
Поскольку Андрюша был рыбак, мягко говоря, относительный, он привычно занялся сервировкой пикника. Начинает сервировать. На земле скатёрка, всё нарезано, стаканчики, запотевшая поллитровка из сундука-холодильника. Мы подходим, и вдруг скатерть поднимается, всё рассыпается и разливается.
Оказывается, под скатёркой лежала коряга. Андрюша случайно наступил на неё, и коряга подняла скатёрку. Мы долго вынимали шпроты из безе.

И вот как-то раз внуки вызвали мне такси. Сажусь. Шофёр – таджико-узбеко-казахский человек. У него навигатор. И я так самонадеянно ему говорю: «Да я тебе всё покажу без этой фигулины, езжай». Едем. Говорю: «Сейчас направо». Оказывается, нельзя, там висит знак «стоп». Тогда давай объедем. Объезжаем – нельзя, там одностороннее. Плутаем. Знаки в Москве меняют чуть ли не каждую ночь. Доезжаем до нужного места. Шофёр поворачивается ко мне: «Ты тоже не местный, да?»

Я, конечно, удивился. Подошёл к микрофону и сказал: «Я хочу сказать спасибо моему другу, профессору, народному артисту Абраму Владимировичу Этушу».
И только тогда он понял, как оговорился.

И вот на пятом или шестом букете ко мне подошли и сказали: «Надо выходить на контакт». Я не был антисоветчиком, а просто не хотел. Я сказал, что не могу войти в контакт с американской посланницей, потому что нельзя оставить ночью слепую мать. Они проверили – мать действительно слепая – и отстали от меня.

Он всё организовал, и действительно внутри всей этой юмориновщины вдруг возникли Жванецкий, Арканов, Альтов, Хазанов, я. Потом, во время банкета, он произнёс: «Спасибо вам, совсем другое дело. Это просто глоток воздуха. Только… Как бы это сказать… Немножко много евреев».

Не взял, а дал мне роль одноглазого шахматиста.

Ночью поехали туда. Стучим, нам не открывают. Тогда я влез в окно, увидел спящих новобрачных и укусил Ларису за пятку. Она закричала, заругалась, проснулся Андрюша. Он захохотал, а Голубкина заплакала. Тогда я сказал: «Ох и намучаемся мы с ней!»

Это были годы полной голодухи. Гайдай сказал: «Я бутафорскую еду снимать не буду». На «Мосфильме» накрыли огромный стол для съёмок сцены застолья у городничего. На столе возникли осётр, поросёнок, нарезка – всё настоящее. Но нельзя было сказать «Мотор!» и запустить голодную массовку, переодетую в чиновников, – она оставила бы пустыню.
Тогда пришёл реквизитор с маленькой леечкой – как для полива анютиных глазок – и керосином залил всю эту красоту. Какой был запах! Лежит огромный осётр и воняет керосином.
Мы все делали вид, что закусываем. Снимали пять дублей. Массовка тупо смотрела на поросятину, а откусить не могла. Bот что значит правдивое искусство.

Однажды мы пересеклись в Риге в какой-то гостинице, где он был окружён клиентами, глядевшими на него как на божество. А в Латвии продают знаменитый рижский бальзам в глиняных колбах. Когда я его вижу, у меня уже начинается изжога. Чумак заявил, что этот бальзам превратит в воду, а чтобы не возникло сомнений, пригласит нейтрального и неверующегo человека – меня.
Я ему сказал: «Я это в рот не возьму». Он шепчет: «Я тебя умоляю». Надо было пригубить эту чёрную сладкую тормозную жидкость, которая, как кинжал, входит в организм, и сказать: «Вода».
Пытка была страшная. Но, поскольку я любил Аллана и понимал, что это его заработок, пришлось этюд сыграть. За что потом я с него взыскал всё что мог.

И вот как-то раз мы с ним разговаривали, и раздался звонок: опять кто-то умер, Александра Анатольевича зовут прощаться. Ширвиндт отвечает, что не придёт, и вешает трубку. Спрашиваю – почему?
– Да я уже устал ходить. Всё время кажется, что репетирую свои похороны.
Олег ПЕРАНОВ
Фото: PhotoXPress.ru
Свежие комментарии